“Мы смотрели, но не видели,

А там стояли ЭТО и ТО.”

Д. Хармс

Облом Б. Каськовский

 

Р Е К А

(Текучая дискретность бытия)

 

Действующие лица:

1. ГЛУХ - Человек оттуда.

2. НЮХ - Человек отсюда.

3. СЛУХ - Человек туда.

4. ДУХ - Человек сюда.

 

На сцене два шара и куб.

Слышен звук далеких труб.

Прикосновение шершавых губ.

ИНТЕРМЕДИЯ

ЗРИТЕЛЬ: Покажите мне героиню, которую жалко, чтобы я уловил любовный

сюжет.

ДРУГОЙ ЗРИТЕЛЬ: Я прочитал программку, в этом спектакле ее точно нет.

ЗРИТЕЛЬ: Как? Неужели? Мною куплен билет, а героини в спектакле нет!

Это как же! Позвольте спросить, меня обманули?

ДРУГОЙ ЗРИТЕЛЬ: Вполне может быть.

ЗРИТЕЛЬ: О чем же спектакль? Что нам покажут?

ДРУГОЙ ЗРИТЕЛЬ: Ну, (читает из программки) "Это зрелище про четырех

людей, олицетворяющих скопление идей, геометрически-возвышенные формы,

далекие от повседневной нормы и про то, что все бывает совсем не так".

ЗРИТЕЛЬ: А почему же называется "Река"?

ДРУГОЙ ЗРИТЕЛЬ: Ну, река, она глубока...

ЗРИТЕЛЬ: Так. Мне все ясно. Теперь я знаю, что я сюда пришел напрасно.

ДРУГОЙ ЗРИТЕЛЬ: Пока не поздно, вы можете уйти. Спектакль еще не

начинался.

ЗРИТЕЛЬ: Спасибо, сударь. Я сам купить программку поленился, теперь я

вижу, что я сэкономил деньги и вам благодаря, еще не потеряю время на

созерцанье глупого спектакля. Я удаляюсь. Все, кто пожелает, могут следовать

за мной. ( Уходит демонстративно )

БЕЗОБРАЗНАЯ СЦЕНА

( следует сразу за интермедией)

За кулисами начинается драка. Кто кого бьет становиться ясно, когда от

очередного удара на сцену вылетает Зритель, который пытался уйти. За ним на

сцену выскакивают два актера и продолжают его жестоко избивать прямо на

сцене.

ПЕРВЫЙ АКТЕР: Ты не захотел познакомиться с глобальной философией,

тогда тебе придется познакомиться вот с этим! (удар)

ВТОРОЙ АКТЕР: ( К залу) Господа! Я прошу всех сохранять спокойствие!

Это обычное явление, просто я должен сначала сильно стукнуть по лицу этого

идиота.(удар)

ДРУГОЙ ЗРИТЕЛЬ: Ах, Боже мой! Что вы делаете! Нельзя же так! Это не

правильно! (выскакивает на сцену) Это совершенно возмутительно! Где вас

только учили так избивать человека!? Вы все делаете не верно! Человека надо

избивать так (удар) так (удар) и вот так (удар), а то вы с ним ни когда не

закончите.

(Зритель лежит неподвижно. Все трое садятся на его тело отдохнуть)

ПЕРВЫЙ АКТЕР (отдышавшись, протягивает руку Другому Зрителю): Давай

что ли познакомимся. Меня зовут Глух.

ДРУГОЙ ЗРИТЕЛЬ: Очень приятно, Слух.

ВТОРОЙ АКТЕР: А я - Нюх.

СЛУХ: Что вы говорите! Очень приятно.

ГЛУХ: Ну, вот и познакомились.

( Сидят и думают о вечном. Слышится скрипение мозгов.)

РАЗГОВОР

ГЛУХ: Вы напрасно думаете, что я ничего не соображаю. Я соображаю. Я еще знаешь, как соображаю. Еще этому миру дурно станет от моей сообразительности. Я еще всем покажу что ...

СЛУХ: Да, кстати, я давно уже хотел спросить у умного человека, почему “поганка”?

ГЛУХ: Что... что... что?!

СЛУХ: Ну, мы говорим “поганка”, а почему “поганка”?

ГЛУХ: Не надо мне этого! Вот только не надо мне этого! Я вам тут не это! Я еще не совсем того! Я еще знаешь как того!

НЮХ: Кого?

ГЛУХ: Не важно! Всех! Этих налево, этих направо, а тебя поперек.

СЛУХ: В твоих словах расслышал я упрек. Скажи мне, чем ты недоволен?

ГЛУХ: Я буду это излагать.

НЮХ: Мы будем ждать.

СЛУХ: Мы будем наблюдать.

ГЛУХ: Пускай из наших рук не вытекает молоко, зато из наших уст звучит

протяжно буква О!

ХОР: О-o-o! (избитого зрителя уносят вглубь)

ДЕЙСТВИЕ ОТСУТСТВУЕТ

Слух сидит на кубе.

Глух и Нюх катают шары.

Дыхание Черной Дыры.

ХОР: O-o-O-o! (барабан) O-o-O-o! (барабан) и т.д.

ГЛУХ: Обиды не тая, улетаем в дальние края! Жираф тоже имеет длинную

шею.

НЮХ: Сначала я не смею, потом я умею.

СЛУХ: Сижу я. Гляжу я. Сижу я на Земле.

ГЛУХ: И долго будешь так сидеть?

СЛУХ: Еще могу вам песню спеть. Я, знаете ли, мастер песни петь. Они во

мне родятся и выходят, а там глядишь и кто-то уловил. (Играет в дудку)

НЮХ: (вдыхая незабудку) Сиреневый цвет мне не к лицу. Когда сменил

рубашку надо менять и галстук, а то что же это такое получается: выхожу я,

а у меня галстук другого цвета! Вот так фокус!

Кто не родился, тому и умирать незачем.

ГЛУХ: Но я ведь уже родился!

НЮХ: (смотрит продолжительно. Пауза.) М-да, не повезло. А ты уверен,

что ты уже рожден для жизни сей?

ГЛУХ: Я вижу себя в зеркале, а значит, я существую. Зеркало - мерило

всех вещей. Я всегда отношусь к нему с почтением, ибо лишь оно одно

непрерывно. Я здесь, он там, а оно между нами.

НЮХ: Оно между нами.

ГЛУХ: Охотники за штанами!

НЮХ: Куриная слепота.

ГЛУХ: Открывайте ворота. (Открывается дверь)

Передайте нам кота. ( Ему дают кота)

Закрывайте ворота. ( Дверь закрывается)

КОТ (живой): Мяу!!! (Больше в спектакле не участвует и поэтому убегает)

ВОТ СОБСТВЕННО И ВСЕ, НА ЧТО СПОСОБЕН КОТ

СЛУХ: Свирель-свиристель, кого ждали мы до сель?

(играет в дудку)

Я не ел с тобой кисель. Не зови меня в постель.

(Играет дудка)

Копьеносец большой головы, ты был здесь. Увы, увы.

(Дудка играет)

Секунда проистекает из часа, послушная воле своего класса.

(Дудка толково играет, а после плавно умирает)

ГЛУХ: Не плач, ослик, скоро весна.

НЮХ: Одна! Одна! Одна!

До дна! До дна! До дна!

(Удар)

СЛУХ: Сегодня окончательно бесконечная эпоха пришла к своему концу. Убит

Федот - хранитель песен и я печально слезы лью.

НЮХ: Егор был скор.

ГЛУХ: Федот был туп.

НЮХ: Егор взял топор.

ГЛУХ: Федот варил суп.

НЮХ: Егор точил острие.

ГЛУХ: Федот ковырял в носу.

НЮХ: Егор познал сие.

ГЛУХ: Федот сидел в лесу.

НЮХ: Егор топором хряк!

ГЛУХ: Федот на пол бряк!

НЮХ: Егор пошел на маяк.

ГЛУХ: А Федот теперь мертвяк.

СЛУХ: Скок, скок, скок, Рога!

Скок, скок, скок, АГА!

Клок, хок, чпок, Тону!

Рок, Бок, Сток, Ко дну!

ГЛУХ: Я думал ты хранитель огня, а ты всего лишь хранитель воды. (Уходит)

НЮХ: Я заплачу вам за труды.

ПЕРЕМЕНА КАРТИН

НЮХ (Кричит): Сограждане! Посмотрите на меня! Я доволен всем и я в расцвете сил.

( За ним следом бежит МИР похожий с утра на Евпатия Коловрата,

когда он уже довольно сытый, эдакой буквой "зю" вылезает подбоченясь из-за

стола и отправляется в кусты мочиться.)

ГЛУХ: (Желая рассказать публике про Евпатия Коловрата) А в черепе

свербит обиженный магнит. Его забыли там, и он теперь свербит.

НЮХ: (переходит на санскрит) Что скажет обвиняемый?

СЛУХ: Я был не там, и ТО не видел, а если кто и видел, то не ТО. Я - дед Пихто,

меня почти не знает здесь никто.

НЮХ: Стрела моих часов тебя насквозь пронзает. Тебе известно о магните

нечто, а значит знаешь ты, кто затаил во черепе его.

ВЫДОХ

По сцене бегают мыши и тараканы.

Они попадают в капканы.

В зале начинают раздавать стаканы.

Приближение белой горячки.

Ощущение пустой сигаретной пачки.

СЛУХ: Секундами мне кажется, что море убегает прочь, но я магнит в него

не уроню. Я всяко благ и человеколюбчив. Минуты открывают мне течение реки в

аспекте мирозданья, но я и тут не применю магнит. Я всяко благ и

человеколюбчив. Когда часы дают мне просветленье и слышу я журчание ручья я

о магните забываю, потому что ужасно благ и человеколюбчив я. Но вот когда

минуют сутки, и я дрожащею рукою познаю шар, я неминуемо открою для всей

Вселенной белый пар, посредством применения магнита.

ГЛУХ: А существует ли магнит?

СЛУХ: Вот плюс и минус на концах. Они рождают в вас животный страх.

Один желает плюсом обладать, другой желает, чтобы у него в руках был минус. И

вот они взялись однажды за концы и начали тянуть. Такой для разрешения

проблемы они избрали путь. Они тянули день и два, неделю, месяц, год. Время

мимо шло, шло, шло, текло себе и вот, порвалась связь внутри магнита, он

развалился на куски, и закричали те два человека: "Какие все ж мы дураки!" У

каждой части, на которые распался исходный материал - магнит, свой плюс и

минус оказался, и каждая частица тоже есть магнит. Вот вам пример сугубо

бесполезных человеческих деяний. Река же есть частица мира, а мир, теперь

известно достоверно, есть магнит. У каждого предмета существующего есть плюс

и минус нераздельно.

НЮХ: Но есть ли что-то между ними? Как отличить нам минусы от плюсов?

СЛУХ: Тут я и сам окончательно запутался, ясно только что между ними

что-то есть, иначе, как нам осознать, что это еще плюс, а то уже минус. Но

плюс относительно чего? И минус относительно чего?

ГЛУХ: Так значит, мы его не видим?

СЛУХ: Конечно же, не видим, ибо это что-то есть НАЧАЛО МИРА. Другое дело

шар...

ВДОХ

Приближается поток.

В зале стал ниже потолок.

Обиженные везут воду для заполнения объемов.

Кто-то увидел в зале гномов.

Он показал на них рукою.

Теперь их будут видеть все.

Шары заполняет вода.

Вяло протекают лучшие года.

ПЕРВОЕ ПРОВЕДЕНИЕ РУЛИТЕМЫ

НЮХ (волнительно на шар глядит и очень тихо говорит): Что? Шар?

СЛУХ: Ну, шар. Он совершенно круглый.

ГЛУХ: А я вот тут недавно видел мужика. Он торговал на рынке бычьей

пряжей. Так вот он был как шар, такой же совершенный и такой же круглый.

НЮХ: Чрезвычайно интересно! А скажи, его мысли были достаточно

возвышенны? То есть я хотел сказать, были ли в его голове хоть какие-нибудь

мысли?

ГЛУХ: О да, конечно, мысли были. И я читал их с легкостью совы. У меня

как раз случился под рукой талант читать чужие мысли, и я их прочитал.

СЛУХ: Что там написано было?

ГЛУХ: Неведомо, но все же аппетитно.

НЮХ: Да, это был, конечно, редкий человек. Его мысли, безусловно, были

шарообразны и всяки разны.

СЛУХ: И торговал он бычьей пряжей? По два рубля за килограмм?

ГЛУХ: Ага. Еще он выл волком и ловил мышей. Мышей он заставлял купить

товару, а после отпускал гулять. К нему сбегались муравьеды, а разбегались

уж слоны. А главное, он, уходя из ванной, всегда гасил свет и закрывал кранЫ.

ЯВЛЕНИЕ

Начинает происходить у водопада.

Ощущение продуктового склада.

Звук упавшего снаряда.

НЮХ: Мы все здесь для того, чтобы выдумывать всякие мысли. Вот я

придумал мысль о древе. Теперь я думаю о нем и мысль моя приятна.

ГЛУХ: Я тоже думал многократно.

СЛУХ: О древе многократно думал.

НЮХ: А было то не древо, а УГОЛЬ.

ГЛУХ: Но в прошлом оно, конечно, было древом.

СЛУХ: И потому мы думали о древе.

НЮХ: Вот древо, - думал я.

ГЛУХ: Оно раскидисто, как проседь.

СЛУХ: Его, должно быть, раскидали.

НЮХ: Да, но потом-то его, конечно же, собрали, ибо непристойно, когда

все так раскидисто.

ГЛУХ: Да, потом, безусловно, собрали, потому что непристойно.

СЛУХ: Но если бы его не собрали, то его бы не были, а были бы части.

НЮХ: А что есть части дерева?

ГЛУХ: Сие есть предметы.

СЛУХ: Предметы есть:

Стук Сток Пух

Лук Сок Бух

Стрела Впрок Мух

Умерла Итог Дух,

Что из них есть дерево?

ЯВЛЕНИЕ ОБРЫВАЕТСЯ

Дверь со скрипом открывается.

Входит ЗРИТЕЛЬ, избитый в начале.

Все от страха закричали.

ЗРИТЕЛЬ: Я.

ВСЕ: Дух!

(и, правда, это - ДУХ)

СИМВОЛИЗМ ПОГУБИТ РУССКИЙ ТЕАТР!!!

Атрибуты полностью прогнуты.

Пахнет отвратительно.

Все просто омерзительно.

СЛУХ: Твое явление ужасно. Оно несет лихую тайну. Я разгадать ее не в

силах, и потому она мне так страшна.

ГЛУХ: Ты нас пугаешь. Отойди. Мы сами. Нет, лучше пусть они! (Указует на зрителей)

НЮХ: Да, да, они! Уж лучше, чем мы сами.

ДУХ: Я съел свою пищу. (Звучит демонический смех)

СЛУХ: (с облегчением) Ну, слава Богу!

ДРУГОЕ ДЕЙСТВИЕ (ОТСУТСТВУЕТ)

Идет мыслительный процесс

Ощущается легкий регресс

Окружающий мир сворачивается.

ДУХ: Теперь желаю я познать свободу.

НЮХ: Определи понятие вещей.

ДУХ: Свобода есть пространство.

СЛУХ: Пространство состоит из двух начал магнита.

Остальное все от наших взоров скрыто.

ГЛУХ: Свобода это то, что скрыто от наших глаз.

НЮХ: Отчаянье - свободный случай.

ДУХ: Для вдоха - выдох, для прилива - отлив, для пены - отстой. Кто

скажет мне кто я такой?

СЛУХ: Нас было трое. Ты - четвертый.

НЮХ: Теперь поговорим о числах.

ГЛУХ: Есть только два числа. Суть их чет - нечёт. По их законам все

течет.

СЛУХ: Один - ничто. Один лишь только плюс иль только минус. Но нету

минуса без плюса, а стало быть, один - не цифра.

ГЛУХ: Другое дело два. То цифра духа. Уже есть плюс и минус, но меж ними

пока что нету ничего. Два отражает ЗАМЫСЕЛ объекта, но не рождает сам

объект. Такую вещь, когда есть что-то, но существует только два, мы называем

чет.

НЮХ: Лишь три дарует нам конкретность. Я, встав меж минусом и плюсом,

могу сказать: " Я МИР. И мне благодаря сей мир существует ". Я - нечет. Я -

сама реальность. Реальнее меня быть может только Бог.

ГЛУХ: Твоя реальность есть - четыре. Ты - чет, ты вне системы, а

значится ты - Дух. Вот так узнали мы то имя, что ты носишь, и так тебя узнает

каждый, сумеющий дойти до четырех.

СЛУХ: Ты не реален, но ты совокупен. Лишь ты со стороны увидеть можешь

систему, состоящую из трех.

ШАРОФУТУРИЗМ

Вода вытекает из шара.

Сцену заполняют кубы пара.

Свет образует пирамиду.

СЛУХ одевает хламиду.

СЛУХ: Так неужели счастие недостижимо?

ГЛУХ: А что ты знаешь о его привычках?

СЛУХ: Я знаю, что оно внезапно.

ДУХ: Ответ достойный, но едва ли верный. Конкретнее примету поищи.

СЛУХ: Я знаю, что оно большое и испускает свет.

НЮХ: Ну, это тоже не ответ. Большим и светлым может быть помытый слон,

но ты уверен в том, что счастье он?

СЛУХ: Еще я знаю, что оно бывает.

ГЛУХ: Противоречит сущности вопроса!

НЮХ: Я протестую!

ДУХ: Это не ответ!

СЛУХ: Я докажу вам это, вот смотрите: Нас четверо и наши числа образуют

на плоскости простой квадрат. Квадрат в пространстве равен кубу. Его углы -

такие же как мы. Мы все несовершенны, но меж нами есть то, что совершеннее

всего. Мы сами создали собою эту плоскость, и мы теперь должны сказать о ней.

Сие есть ШАР. И он есть Чудотворец. Гармония его известна всем. Вот так и

каждый человек: сперва его не существует, потом он замысел, потом объект,

четвертым став, он сам творит объекты, но только пятый постигает чудо и в

этот миг он образует шар.

( Пауза)

ГЛУХ: Продолжи прямую в оба конца, и ты узнаешь, что у нее нет лица.

СЛУХ: Ты не прав. У нее есть лица. Перечисляю: точка, линия,

треугольник, квадрат и круг. Они основа. Далее до девяти все состоит из

круга с добавленьем. О числах больше девяти я здесь не говорю, поскольку

всем известно, что они есть сочетание простых двух знаков. Добавлю только

описание абсолютного ноля. Он состоит из двух кругов и означает вечность,

ибо ноль в пространстве есть лента Мебиуса, у которой существует одна лишь

только сторона. Я перечислил все, что составляет прямую в мире с десятичным

счетом, но надобно заметить, что десятичный мир несовершенен.

НЮХ: Так укажи нам совершенный мир.

СЛУХ: Его не существует. Или вернее он лежит с обратной стороны прямой,

завернутой в два круга.

ГЛУХ: И чего только человек не выдумает от испуга!

ВТОРАЯ РУЛИТЕМА

Сплетают сеть.

Качания, имевшие место до того, продолжаются и впредь.

Ощущение обманывает набежавшую плеть.

СЛУХ: Я постигал процесс движенья, и осознание пришло.

НЮХ: Ты неподвижен.

СЛУХ: Я осознал всю меру пониманья.

НЮХ: Ты здесь стоишь, и я глазами созерцаю этот факт.

СЛУХ: Но видишь ты одну лишь оболочку.

НЮХ: А в оболочке разве нет тебя? Нет. Оболочка это ты.

СЛУХ: Ты созерцал когда-нибудь цветы?

НЮХ: Да, приходилось.

СЛУХ: И ты наверняка заметил, что вид их состоит не только из одного

изображенья. От них исходит аромат, порой совсем неуловимый, но присущий

каждому цветущему объекту.

НЮХ: Уж не вступил ли ты в какую секту?

СЛУХ: Нет, просто я открыл всю меру пониманья.

НЮХ: И в чем заключена та мера?

СЛУХ: Та мера есть моя слепая вера в структуру мирозданья, и приложив

сей эталон к объекту созерцанья я получаю значимый ответ.

НЮХ: И в чем он состоит?

СЛУХ: А в том, что человек - цветок, ну а цветок есть чаша, из которой,

изливаясь вечно, исходит некий аромат, который образует тот поток, который

называем мы рекою. Она пред нами, а ее источник в нас... А оболочка это то,

что видеть может каждый.

ГЛУХ: Да, да, конечно! О б о л о ч к а! Еще в потоке бродит рыба. Она предмет большого смысла. Еще в реке бывают пеликаны.

НЮХ: Птица-пеликан, она есть вещь особая, потому что она

во-первых, глотает рыбу, а во-вторых, она вообще чучело.

ГЛУХ: Но рыбу-то она глотает?

НЮХ: Ну, ясное дело глотает. А что же ей еще делать?

ГЛУХ: Я думаю, что тут все дело в рыбе. Все дело в том, что в ей есть фосфор.

НЮХ: И надобно заметить, что этот самый фосфор толково давит на мозги.

ГЛУХ: А я всегда уверен был, что смысл жизни состоит не в том, чтобы

торчать из говна, а в том, чтобы из него выделяться.

ГОЛОС: Бр-чиххх!

ХОР: Будьте здоровы!

МЫСЛИ

Приходят внезапно.

Остаются надолго.

Соблюдают дистанцию.

НЮХ: Но вот возьмем мы для примера рыбу, скользящую во глади вод. Она

живет в реке, сама река текуча и рыба тоже движется внутри. Река она

одновременно и здесь и там, за поворотом. И рыба тоже может появиться где

угодно относительно реки, а потому мы утверждаем смело, что рыба знает ВСЕ.

Но, если рыбу ты поймаешь на крючок, и, вытащив на берег, на нее посмотришь, то

ты поймешь, что, потеряв текучесть, она осталась там, где ты ее поймал. Ее

изъял ты из потока знаний, и она теперь всего лишь рыба, ну а река осталася

рекою и продолжает мимо протекать.

СЛУХ: А если я не верю? А если я нагнусь и зачерпну воды?

ДУХ: Увы, мой друг, напрасные труды. Ты видишь свет реки, и ты желаешь

света. Ты руку протянул и зачерпнул. Ты думаешь, что ты поймал поток и он

теперь в твоих руках, и что теперь и ты владеешь светом, но он ушел сквозь

пальцы, оставляя только тину. Он не был у тебя в руках ни одного мгновенья и

только лишь тебе казалось, что он был. Реке ты приказать не можешь вдруг

повернуть или остановиться, она пройдет сквозь пальцы и далее помчится, не

заметив даже твоего прикосновенья.

ГЛУХ: Один человек пошел к воде и стал ее черпать. Он был жаден до воды

и возжелал ее всю. Прошли годы, а он все стоял на берегу и черпал. Потом он

умер и воду, которую он начерпал, вылили обратно. Знающие люди утверждают,

что он до сих пор стоит на берегу Леты и переливает из пустого в порожнее.

Эта красивая легенда послужила Неизвестному Скульптору основой для создания

фонтана "Писающий мальчик". Сей фонтан, как утверждают экскурсоводы,

является аллегорическим олицетворением бесполезности бытия и я с ними

совершенно согласен.

 

 

 

ПОТОК

Слышен пробегающий мимо ток.

Его запасают впрок.

Все смешалось.

Свершается пантомима.

Она проходит мимо.

Актеры издают звуки.

В С Е зрители умерли от скуки.

Их выносят.

 

 

ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ.

 ВСЕ !!!

Используются технологии uCoz